Broken history

Скрытая история, теории, факты

Деревянные игрушки цорпок куру
История Культура

Айны

Айны (букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до н. э. и создали неолитическую культуру Дзёмон. Впоследствии, японцы заимствовали многие традиции и ритуалы, делающие японскую культуру столь непохожую на другие культуры региона. В частности, это касается самурайского кодекса чести и сеппуку.

Происхождение айнов в настоящее время остаётся неясным. Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом. В отличие от привычного вида людей монголоидной расы со смуглой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), австралоидные черты лица их по некоторому ряду признаков были похожи на европейские. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран. Имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы:

-Айны родственны европеоидам (кавкасионной расе) — этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма.

-Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга — эту теорию выдвинул Л. Я. Штернберг и она доминировала в советской этнографии.

-Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера/из Сибири — такой точки зрения придерживаются в основном японские антропологи.

Айны

Окончательно вопрос о том, откуда пришли айны так и не решен. Известно лишь, что, когда японцы высадились на Хонсю, значительная часть его уже была заселена айнами. Об этом свидетельствуют, в частности, строки одной из старейших японских книг, датированной 712 годом: «Когда наши августейшие предки спустились с неба на лодке, на этом острове они встретили несколько варварских племен, наиболее свирепыми из которых были айны». Упоминание об айнах мы находим и в древней китайской хронике, относящейся к эпохе Ханьской династии (189 год до н.э.—30 год н.э.).

 Айны (букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее  население Японских островов.-3

Японцы, перенимая айнские названия, как правило, сильно искажали их звучание. То же самое, по мнению английского исследователя, произошло и с названием священной японской горы. Он считает, что иероглифическое значение слова Фудзияма — «гора богатства» — меньше соответствует облику потухшего вулкана, чем первоначальное айнское название — «хучи нубури», что означает «гора богини огня». Культ богини огня всегда был развит у айнов, поэтому вполне естественно, что они назвали вулкан ее именем. С течением времени, согласно гипотезе, айнское «хучи» превратилось в японском языке в «фудзи», а вместо «нубури», что в переводе с айнского означает «гора», был подставлен японский эквивалент — «яма».

 Айны (букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее  население Японских островов.-4

В эпоху первых контактов с японцами айны жили обособленными кланами, которые носили имена различных диких зверей: медведя, лисы, совы, ястреба. Культура айнов находилась на неолитической ступени развития. Однако это не помешало айнам долгие годы быть грозными соперниками японцев. Военная экспансия японцев встречала героическое сопротивление айнов, японские войска не раз терпели жестокие поражения. Однако силы были неравными.

 Айны (букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее  население Японских островов.-5

К XIII веку почти все айны были выселены на Хоккайдо или ассимилировались с японцами. Когда во второй половине прошлого века началось массовое заселение японцами Хоккайдо, айнов потеснили и здесь, на острове.

Язык айнов — загадка для исследователей. До сих пор не доказано его родство с другими языками мира, xoтя лингвисты делали много попыток сопоставить айнский язык с другими языками. Его сопоставляли не только с языками соседних народов — корейцев и нивхов, но и с такими «далекими» языками, как иврит и баскский.

 Айны (букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее  население Японских островов.-6

У айнов весьма оригинальная система счета. Они считают «двадцатками». Таких понятий, как «сотня», «тысяча», у них нет. Число 100 айны выражают, как «пятью двадцать», 110 — «шестью двадцать без десяти». Система счета усложняется тем, что к «двадцаткам» нельзя прибавлять, от них можно лишь отнимать. Так, например, если айн захочет сообщить, что ему 23 года, он скажет так: «Мне семь лет плюс десять лет, вычтенные из дважды двадцати лет».

Основой хозяйства айнов с давних времен были рыболовство и охота на морского и лесного зверя. Все необходимое для жизни они добывали неподалеку от дома: рыбу, дичь, съедобные дикие растения, луб вяза и крапивное волокно для одежды. Земледелием почти совсем не занимались.

Охотничье вооружение айнов составляли лук, длинный нож и рогатина. Широко применялись различные западни и ловушки. В рыбной ловле айны издавна использовали «марек» — острогу с подвижным поворотным крючком, захватывающим рыбу. Рыбу ловили нередко по ночам, привлекая ее светом факелов.

По мере того, как остров Хоккайдо все плотнее заселялся японцами, охота потеряла главенствующую роль в жизни айнов. Одновременно возрос удельный вес земледелия и домашнего животноводства. Айны стали возделывать просо, ячмень, картофель.

 Айны (букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее  население Японских островов.-8

Сейчас айны, живущие близ моря и рек, стараются сочетать земледелие с животноводством и рыболовством для того, чтобы застраховаться от неудачи в каком-либо виде хозяйства. Одно сельское хозяйство прокормить их не может, потому что земли, оставшиеся у айнов, сухие, каменистые, неплодородные. Многие айны вынуждены сегодня покидать свои родные поселки и отправляться на заработки в город или на лесозаготовки.

Айнская деревушка обычно обнесена невысокой оградой из неотесанных жердей. На ночь внутрь ограды загоняют лошадей, свиней, которые днем пасутся на свободе, предоставленные самим себе.

Большинство айнских семей ныне живет в домах японского типа, но можно увидеть и традиционное жилище айнов — каркасный деревянный дом с обшивкой и кровлей из тростникового камыша, с плотно утрамбованным глиняным полом. В центре такого жилища — очаг, вдоль стен — чуть приподнятые над полом спальные нары. В углу ларь, в котором хранится домашний скарб. С особой заботой айны берегут старинные мечи — семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение и ценятся превыше всего.

В хозяйстве много резной деревянной посуды собственного производства: корыта, плошки, блюда, подносы. Национальная айнская кухня состоит главным образом из растительной и рыбной пищи. Хозяйки знают много разнообразных рецептов студней, супов из свежей и сушеной рыбы. В прежние времена распространенной приправой к пище служил особый сорт беловатой глины.

 Айны (букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее  население Японских островов.-10

Национальная одежда айнов — халат, украшенный ярким орнаментом, меховая шайка или венок. Раньше материал для одежды ткали из полосок луба и волокон крапивы. Теперь национальную одежду шьют из покупных тканей, но украшают ее богатой вышивкой. Почти каждая айнская деревня имеет свой особый рисунок вышивки. Встретив айна в национальной одежде, можно безошибочно определить, из какой он деревни.

Вышивки на мужской и женской одежде разнятся. Мужчина ни за что не наденет одежду с «женской» вышивкой, и наоборот.

 Айны (букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее  население Японских островов.-11

До сих пор еще на лицах айнских женщин можно увидеть широкую татуировочную кайму вокруг рта, что-то вроде нарисованных усов. Татуировкой украшают лоб и руки до локтя. Нанесение татуировки очень болезненный процесс, поэтому его обычно растягивают на несколько лет. Руки и лоб женщина чаще всего татуирует лишь после замужества.

Кстати о замужестве. В выборе спутника жизни айнская женщина пользуется значительно большей свободой, чем женщины многих других народов Востока. Айны вполне справедливо считают, что вопросы брака касаются в первую очередь тех, кто в него вступает, и в меньшей степени всех окружающих, в том числе родителей жениха и невесты. От детей требуют, чтобы они с почтением выслушали родительское слово, после чего они вольны поступать, как пожелают. За айнской девушкой признается право свататься к приглянувшемуся ей юноше. Если сватовство встречает согласие, жених покидает своих родителей и переселяется в дом невесты. Выйдя замуж, женщина сохраняет свое прежнее имя.

 Айны (букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее  население Японских островов.-12

Айны дают имена детям не сразу после рождения, как это делают европейцы, а в возрасте от одного года до десяти лет, а то и позже. Чаще всего имя айна отражает отличительное свойство его характера, присущую ему индивидуальную черту, например: Эгоистичный, Грязнуля, Справедливый, Хороший оратор, Заика и т. п. Прозвищ у айнов нет, в них нет надобности при подобной системе имен.

Много внимания айны уделяют воспитанию и обучению детей. Прежде всего, считают они, ребенок должен научиться слушаться старших: своих родителей, старших братьев и сестер, взрослых вообще. Послушание, с айнской точки зрения, выражается, в частности, в том, что ребенок говорит со взрослыми лишь тогда, когда они сами к нему обращаются. Он должен быть все время на виду у взрослых, но при этом не шуметь, не докучать им своим присутствием.

 Айны (букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее  население Японских островов.-13

Мальчиков воспитывает отец семейства. Он учит их охотиться, ориентироваться на местности, выбирать кратчайшую дорогу в лесу и многому другому. Воспитание девочек возлагается на мать. В случаях, когда дети нарушают установленные правила поведения, совершают оплошности или проступки, родители рассказывают им различные поучительные легенды и истории, предпочитая это средство воздействия на психику ребенка физическому наказанию.

Интересны некоторые обычаи и нормы этикета, соблюдаемые айнами.

Если вы, например, хотите войти в чужой дом, то прежде чем переступить порог, надо несколько раз кашлянуть. После этого можно входить при условии, однако, что вы знакомы с хозяином. Если же вы пришли к нему впервые, следует подождать, пока хозяин сам выйдет вам навстречу.

Войдя в дом, необходимо обогнуть очаг справа и, скрестив непременно босые нога, расположиться на циновке напротив сидящего в аналогичной позе хозяина дома. Никаких слов говорить пока не надо. Несколько раз учтиво кашлянув, сложите руки перед собой и потрите кончиками пальцев правой руки ладонь левой, потом наоборот. Хозяин выразит свое внимание к вам тем, что будет повторять за вами движения. В ходе этой церемонии необходимо справиться о здоровье вашего собеседника, пожелать, чтобы небеса даровали благополучие хозяину дома, затем его жене, его детям, остальным его родственникам и, наконец, его родному селу. После этого, не переставая потирать ладони, можете кратко изложить цель вашего визита. Когда хозяин станет поглаживать свою бороду, повторите за ним движение и одновременно утешьте себя мыслью, что официальная церемония скоро закончится и беседа пойдет в более непринужденной обстановке. На потирание ладоней уйдет не менее 20—30 минут. Это соответствует айнским представлениям о вежливости.

 Айны (букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее  население Японских островов.-14

Айнский фольклор богат эпическими песнями. Айны любят групповые танцы — довольно медленное переступание то в одну, то в другую сторону, сопровождаемое хлопками и речитативным пением в такт танца.

Танцы сменяются разнообразными и оригинальными национальными играми. Самая популярная из них, пожалуй, «укара». Один из игроков становится лицом к деревянному шесту и крепко держится за него руками, а другой бьет его по обнаженной спине длинной палкой, завернутой в мягкую материю, а то и вовсе без материи. Игра прекращается, когда избиваемый издает крик или отскакивает в сторону. На его место встает другой…

танец Айнов

Не торопитесь возмущаться жестокостью айнских игрищ. Здесь есть одна хитрость. Чтобы выиграть в «укара», надо обладать не столько терпимостью к боли, сколько умением наносить удары так, чтобы создать у зрителей иллюзию сильного удара, на самом же деле едва касаться палкой спины партнера.

В айнских селениях у восточной стены домов можно увидеть обструганные ивовые палочки различных размеров, украшенные пучком стружек, перед которыми айны совершают молитвы. Люди, незнакомые с религиозными верованиями айнов, нередко принимают эти палочки, инау, как называют их айны, за символические изображения богов. Это не так. У айнов нет идолов, так же, как нет у них шаманов-профессионалов. Инау — не изображения божества, а жертва, дар, принесенный ему. С помощью инау айны выражают богам свое почтение, передают свои пожелания, просьбы благословить людей и лесных зверей, благодарят богов за содеянное. Специальных культовых помещений у айнов нет. К восточной стене дома, где ставят инау, айны приходят помолиться, отправляясь в дальний путь или на охоту, и сюда же идут, вернувшись из путешествия.

Инау

Инау можно встретить и на морском берегу, в местах, откуда уходят на рыбную ловлю. Здесь дары предназначаются двум морским богам-братьям. Старший из них злой, он навлекает на рыбаков различные беды; младший — добрый, покровительствующий людям. Айны выказывают почтение обоим богам, но питают симпатию, естественно, только ко второму.

Божества в мифах айнов обозначаются словом «камуй», что значит «тот, кто (или „то, что“) покрывает». В отличие от японской мифологии, в мифологии айнов имеется одно высшее божество. Верховный бог носит имя Пасе камуй (то есть, «создатель и владетель неба») или Котан кара камуй, Мосири кара камуй, Кандо кара камуй (то есть «божественный создатель миров и земель и владетель неба»). Он считается создателем мира и богов; через посредство добрых богов, своих помощников, он заботится о людях и помогает им.

 Айны (букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее  население Японских островов.-17

Рядовые божества (яйян камуй, то есть «ближние и дальние божества») воплощают отдельные стихии и элементы мироздания, они равны и независимы друг от друга, хотя и составляют определённую функциональную иерархию добрых и злых божеств (см. Пантеон божеств айнов). Добрые божества преимущественно небесного происхождения.

Злые божества, как правило, земного происхождения. Функции последних чётко определены: они олицетворяют опасности, подстерегающие человека в горах (это основное место обитания злых божеств), и управляют атмосферными явлениями. Злые божества, в отличие от добрых, принимают определённый зримый облик. Иногда они нападают на добрых богов. Например, существует миф о том, как некое злое божество захотело проглотить Солнце, но Пасе камуй спас солнце тем, что послал ворону, которая залетела в рот злому богу. Считалось, что злые божества возникли от мотыг, при помощи которых Пасе камуй создал мир, а затем бросил. Возглавляет злые божества богиня болот и трясин Нитатунарабе. Большинство других злых божеств — её потомки, они носят общее название — Тоиекунра. Злые божества многочисленнее добрых, и мифы о них распространены больше.

Добрые и злые божества далеко не исчерпывают пантеон айнов. Божествами, причём наиболее древними, при помощи которых были созданы огонь и первый человек, считались деревья. Некоторые из них (например, ольха, вяз), в отличие от ивы, представлялись вредоносными. Особыми божествами представлялись и цорпок-куру («существа, обитающие внизу»). В мифах они имеют образ карликов и живут в землянках. Считалось, что цорпок-куру жили на земле ещё до появления первых айнов, именно у них айнские женщины заимствовали обычай нанесения татуировки на лицо.

Добрым божеством нередко предстаёт прародитель айнов медведь (хотя он может воплощать и злые силы). До отмены японцами в конце XIX века у айнов существовала практика религиозных жертвоприношений, связанных с культом медведя и орла. Медведь символизирует дух охотника. Айны приносили в жертву медведя, которого выращивали специально для праздника. Хозяин дома, который устраивал медвежий праздник, приглашал на это мероприятие как можно большее количество гостей. После убийства медведя его голову помещали в восточном окне дома (сакральное место в каждом доме айну), по поверьям в голове медведя обитает его дух. Ещё каждый присутствующий на церемонии должен был испить кровь медведя из специальной чаши, которая передавалась по кругу между гостями, это символизировало разделение силы медведя между присутствующими и подчеркивало их причастность к ритуалу перед богами.

Обращаться по всем вопросам brokenhistory.ru@ya.ru