Broken history

Скрытая история, теории, факты

Фото из открытых источников
История Культура

Постмортемы

Фото из открытых источников

Фотография является отличным способом сохранить долгую память о человеке. Пройдут годы , он покинет этот бренный мир, а на фото останется живое и даже иногда счастливое лицо. Фото еще долго позволит напоминать близким о том, каким был этот человек, как много можно вспомнить о нём… В девятнадцатом же веке подход к фотоискусству был немного другим , на современный взгляд даже странным .В какое то время в ” моду” вошли постановочные снимки умерших и с умершими людьми . И , что удивительно это была не единичное желание какого нибудь самодура , а целое направление в фотохудожестве . И на то есть свои причины.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Первой , можно сказать , работающей и массовой технологией создания фотографий стала дагеротипия – способ запечатлеть изображение на металлической пластине, которая была покрыта слоем пористого серебра. Даггеротипия впервые появилась в 1839 году. И если до этого времени создание портретов было доступным лишь богачам , то теперь фотографы смогли обеспечить снимками и средний класс тоже . Первые фото получались не очень дорогими и создавались довольно быстро . Больше не нужео было ждать месяцами (а то и поболее) , пока художник закончит свою работу кистями . Публика сразу оценила новые возможности . С помощью “новых технологий ” можно было сохранить на вечную память образ умерших дорогих людей . С появлением ещё более усовершенствованных технологий – коллодионного процесса, с одного выполненного негатива можно было уже напечатать несколько снимков .

Фото из открытых источников

Такие фото напоминали людям о скоротечности жизни, но ещё более того выступали своеобразным сентиментальным памятником усопшему . Дело дошло до того, что люди стали снимать умерших детей, в том числе и только родившихся младенцев , которые умерли . К сожалению детская смертность была очень высокой в то время . Очень часто фотопортрет умершего малыша был его единственным напоминанием оставшимся в семье.

Фото из открытых источников

В конце девятнадцатого века постмортем (посмертная фотография) был на пике популярности. Но к следующему столетию странная “мода” сошла на нет. Скорее всего мировые эпидемии и войны изменили у людей отношение к смерти и она стала пугать.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Первым в этом направлении жанра, как считается, был «Автопортрет в виде утопленника». Его создателем в 1840 году стал Ипполит Байар, один из первых кто стал снимать подобные фото . Он сделал “селфи” запечатлев сам себя в полуобнаженным в сидячем положении со склоненной на бок головой и закрытыми глазами. Это изображение стало формой протеста Байара, в знак того , что он требовал признания своих заслуг в нелёгком деле продвижения новых ,фотографических технологий .

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

В самых первых постмортем  (от лат. post mortem — после смерти) снимках идея композиции была наипростейшей – лицо усопшего просто снимали крупно, иногда это было всё тело лежащее в гробу. Самое интересное в этом жанре , что и сделало его настолько запоминающимся , это фотографии умерших в естественных и непринуждённых позах, словно бы усопший был живым или глубоко спящим . Умерших деток сажали на маленькие стульчики клали в коляски и окружали их игрушками или куклами.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Не менее популярными были групповые фотографии, на них рядом с покойным присутствовали члены семьи и близкие родственники отошедшего в мир иной . Поражает то , что постановочные кадры делали не только в доме умершего , но и в фотоателье.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Для того чтобы удержать тело в положении стоя использовали специальные приспособления-крепления. На фото ниже музейная экспозиция, отображающая процесс съемки постмортем фото.

А иногда для того чтобы лицо выглядело живым, художник “рисовал” глаза сверху на веках , чтобы создать иллюзию что они открыты. Чтобы скрыть мертвенную бледность щеки подрумянивали.

В более позднее время люди перестали заниматься такими изысками и просто стали фотографировать своих ушедших родственников в гробу в окружении родных и близких. .

Фото из открытых источников

Постмортем интересовал не только обычных людей , как жанр он ценился многими известными фотографами. Как пример-Надар , мастер часто фотографировал усопших . И именно он оставил потомкам посмертное фото Виктора Гюго.

Фото из открытых источников

На сегодняшний день области фотоискусства посвящается множество различных исследований . Не забывают и постмортем. Эксперты считают, что этот стиль появился, как возможность подчеркнуть разницу между живым и мертвым , грань между жизнью и смертью В уже более поздний срок сформировалось множество различных сюжетов и именно тогда смерть стала главной темой для фотоснимков. В основном труде по теории фотографии Ролана Барта «Camera Lucida» много внимания как раз и уделяется соотношению живого с мертвым , как инструмента языка нового изобразительного искусства. Фотография по смерти не только подчеркивала разницу между живым и мертвым , но и привела к другой категории фотографий– живых , изображающих мертвецов. Выше было сказано о примере Ипполита Байара. У этого направления имеется вполне логичное объяснение. Более ранние снимки создавались небыстро, “модель” должна была долго позировать из-за того , что выдержка была очень длительной из за чего неестественность позы и неподвижность фотографируемого объекта легко объяснялось смертью ..

Обращаться по всем вопросам brokenhistory.ru@ya.ru