Автор статьи: Александр Таманский
Публичные споры о вере, 1582 год: папский посланник Антоний Поссевино настаивает, что Московия приняла христианство 12 веков спустя после Рима (итальянского). Иван Грозный категорически не согласен с такой версией истории от иезуита Поссевино и его начальника папы Григория XIII, автора одноименного календаря. Но для начала – небольшая выдержка из Википедии для того, чтобы было понятно при каких обстоятельствах состоялась эта встреча:
Во время Ливонской войны Иван IV, обеспокоенный успехами польского короля Стефана Батория, делает попытку к мирным переговорам, для чего 25 августа 1580 года решает обратиться к папе Римскому Григорию XIII за посредничеством. Римская курия использовала ситуацию в качестве предлога для нового визита папского представителя в Москву. Для этой миссии был выбран Антонио Поссевино.
Поссевино (иезуит – А.Т.) пытался склонить Ивана IV к унии с католицизмом: идея возрождения Флорентийской унии принадлежала папе Григорию XIII, который надеялся, что Иван Грозный в крайне затруднительных обстоятельствах не только вступит в коалицию против турок, но и пойдёт на серьезные уступки в вопросах веры. Убеждённость папы Григория XIII в успехе миссии Поссевино была обусловлена тем обстоятельством, что ещё в 1573 году во время выборов короля Речи Посполитой в сейме обсуждалась, среди прочих, и кандидатура Ивана IV, который в обмен на польскую корону пообещал признать унию.
Поссевино приехал к Ивану в Старицу в августе 1581 года, где был встречен с чрезвычайной пышностью и любезностью. Царь первоначально не отвергал планов папы, но лишь до заключения Ям-Запольского перемирия в феврале 1582 года, которое было достигнуто при посредничестве Поссевино.
После этого все предложения папы были отвергнуты. 14 февраля 1582 года Поссевино прибыл в Москву, где с разрешения Ивана Грозного провёл публичные диспуты о вере.
Поссевино написал и опубликовал мемуары, которые вошли в этот многотомник :
А это фрагмент спора Поссевино с Грозным о вере:
Перевод этого фрагмента (Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983):
Антонио представил некоторые свидетельства из греческих отцов церкви, чтобы они со всей вескостью засвидетельствовали и заставили его понять, что самая истинная и правильная вера, на основании которой мы верим в Христа и которой мы придерживаемся, всегда проповедовалась именно римскими великими первосвященниками.
На это государь сказал: «Мы уже с самого основания христианской церкви приняли христианскую веру, когда брат апостола Петра Андрей пришел в наши земли, [затем] отправился в Рим, а впоследствии, когда Владимир обратился к вере, религия была распространена еще шире. Поэтому мы в Московии получили христианскую веру в то же самое время, что и вы в Италии. И храним мы ее в чистоте, в то время как в римской вере 70 вер, и в этом ты мне свидетель, Антоний — об этом ты говорил мне в Старице».
Антонио понимал, что государь говорит это потому, что сам Антонио не один раз при всяком удобном случае объяснял боярам и другим [лицам], что христианская вера появилась в Италии почти за 1200 лет до того, как в Московии прозвучало имя Христово. Поэтому он рассказал о св. Андрее в коротких словах, чтобы каким-нибудь более веским доказательством не показать, что государь говорит неправду.
Я уже не раз сталкивался с тем фактом, что современный перевод исторических текстов редактируют «правильные» историки, которые, например, вместо слова «рыцари» в перевод подставляют «всадники», потому что в Древнем Риме (так они считают) рыцарей не было:
– И вот этот же самый кусок (Эдуард Гиббон. История упадка и крушения Римской империи), только в издании 1824 года:
Поэтому я решил фрагмент спора Поссевино с Грозным о вере заказать профессиональному переводчику с итальянского. И вот что на выходе получилось:
И тогда Государь сказал: «Мы получили веру с самого момента появления Христианства, когда Андрей, брат Апостола Петра, пришел в эти земли, прежде чем отправиться в Рим. Он объявил эту веру при Царствии Владимира, от которого все мы происходим, и с тех пор наша вера распространилась на большие территории. В то время, когда Вы и Италии приняли основы Веры, мы приняли их в Московии с той большой разницей [от вас], что у нас она навсегда сохранилась такая же, без какого-либо искажения, а вера Рима, по вашему же признанию (царь ссылается на слова самого Поссевино – А.Т.), разделена на шестьдесят различных вер и конфессий».
Поссевино, общаясь с Царем, тоже совершил ту же ошибку (видимо имеется ввиду дипломатическая ошибка, которая могла вызвать гнев царя – А.Т.) в отношении принятия Христианской веры в Московии, как и при его общении с сенаторами (боярами – А.Т.), которым он, и память его тому свидетель, должен был убедительно доказать, что в Италии она (вера) была установлена на двенадцать веков ранее, чем в Московии.
А теперь давайте разбирать. В официальном переводе «в римской вере 70 вер». А если ближе к оригиналу, то – «вера Рима разделена на шестьдесят различных вер и конфессий». На расхождение в переводах – «70» и «60» – обращать внимание не будем. А вот «60 различных вер и конфессий» можно понимать двояко. Либо это 60 (пусть не 60, а просто «много») ответвлений от христианства (не забываем, что это эпоха церковной Реформации и Контрреформации), либо царь имел ввиду, что помимо христианства в РКЦ есть еще и пантеон олимпийских богов («различных вер»), изображениями и скульптурами которых так любили папы 16-17 веков окружать свои резиденции, усыпальницы и даже храмы.
– фонтан Тритона (бог морских глубин) с гербом папы Урбана VIII в Риме.
Ну а теперь мы подходим к самой интересной части этой дискуссии:
Иван Грозный: Мы получили веру с самого момента появления Христианства, когда Андрей, брат Апостола Петра, пришел в эти земли, прежде чем отправиться в Рим.
Поссевино: … должен был убедительно доказать (Грозному), что в Италии она (вера) была установлена на двенадцать веков ранее, чем в Московии».
– Какие 12 веков?! О чем он говорит этот иезуит, глядя в глаза царю Ивану? О том, что Русь была крещена в 12 или даже в 13 веке (100 х 12 + 33 года от р.х.)?
Вот продолжение этой беседы папского посланника (и не будем забывать, что слова царя Ивана могли быть совсем иными или просто выкинутыми из текста):
«… я умоляю тебя, светлейший государь, по своему расположению ко мне ответить, являешься ли ты законным наследником и преемником той власти, которую ты через 500 лет унаследовал от Владимира?..»
– И тут тоже нестыковка: получается, что Поссевино либо не признает крещение Руси при Владимире, либо нужно признать, что в книге ошибка/опечатка, и тогда должно быть не «12 веков», а ДЕСЯТЬ. Но ведь это же и есть те самые 1000 лет хронологического провала в истории – темные века Средневековья (в головах наших историков).
Царь ему говорит: мы приняли христианство РАНЬШЕ итальянского Рима. А тот ему, не краснея, «рассказал о св. Андрее в коротких словах, чтобы каким-нибудь более веским доказательством не показать, что государь говорит неправду».
За 500 лет ровно ничего не изменилось:
САС в Лозанне: – МОК и ВАДА не предоставили доказательств, что российские спортсмены употребляли допинг.
МОК: – Тем хуже для САС и российских спортсменов. Это ничего не доказывает и ничего не меняет.
……………………………………………………………………………………………………..
В 1650 году посланник патриарха Никона в Константинополь и Иерусалим иеромонах Арсений Суханов в своих «Прениях с греками о вере» писал:
И вышед из-за стола на монастыре митрополит Мелетии, и поп Макарии, да Иоасаф старцу Арсению говорили: откуду ж вы веру приняли? Ведь от нас?
И Арсеней говорил: мы веру приняли от Бога, а не от вас.
Паки греки рекли: крещение вы приняли от нас греков?
И Арсеней говорил: мы крещение изначала приняли от апостола Андрея, а не от вас.
И паки Арсении говорил: скажите ми вы, греки, про себя: от ково вы крещение приняли?
И архимарит Филимон говорил: мы крещение прияли от Христа, и от апостол и от Якова брата Божия.
Арсении говорил: то вы неправду говорите. Вы, греки, живете в Грецыи, и в Македонии по сю страну Царяграда, подле Белого моря (Средиземного – А.Т.), и около Солуня и Афон горы. А Христос был во Иеросламие, также Ияков брат Божии; а вы, греки, во Иеросалиме в то время не были: были в то время во Иеросалиме жиды и арапы.
А после никоновской реформы, которая по сути своей была ни чем иным, как унией с католиками, в Киевском Синопсисе 1674 года, первом учебнике истории России, мы уже видим не апостола Андрея Первозванного, а греческих послов к князю Владимиру – точно в соответствие с версией папского посланника (сюжет о выборе веры):
Вот так и делается, то есть, пишется история.